Культура

Винзавод и Гараж: откровенные портреты двух главных площадок современного искусства

Написано admin

Только что исполнилось по 10 лет Винзаводу и Гаражу — двум самым громким культурным институциям, пропагандирующим современное искусство в Москве. Мы решили приобщиться к их празднику небанально: взять семь студенток, — самую что ни на есть целевую аудиторию, — и с их помощью протестить две эти площадки. Нарисовать портреты обеих: В и Г сидели на трубе. Одно дело — что пишет высоколобая арт-критика, другое — абсолютно искреннее, живое мнение от 20-летних, мотивированных людей. Что мы получили в итоге — читайте ниже.

Коротко о самой затее. Пригласили активных, умненьких, жизнерадостных красавиц из МГУ, Гнесинки, Московского гуманитарного университета, Международного и прочих вузов. Подчеркиваем — это целевая аудитория, на которую В и Г молятся. Почему девушки — тоже ясно: они куда более заточены под музеи, чем парни.

Акция шла в два этапа. Сначала раздали им памятку из 30-ти пунктов. Не для того, чтобы запрограммировать на определенное мнение. Упаси бог. Но чтобы девушкам было проще фиксировать в памяти отдельные моменты. Типа — «привела бы я сюда свою маму?», или «первым делом я хочу зайти в туалет: как быстро я могу это сделать?», или «изменилась ли я хоть чуть-чуть, посетив это место?». Девушки разбредались по экспозициям, а после — мы их подробно интервьюировали. Каждую отдельно. Затем наиболее яркие их реплики, как пьесу, собрали в коллективный образ Винзавода и Гаража.

Итак, послушаем младенцев, чьими устами глаголет истина. А затем попробуем сделать выводы.

Винзавод: «Здесь явно живет граф Дракула»

— Навигация? Я в первый раз сюда пришла, сначала показалось, что это уменьшенная копия Новой Третьяковки. И внутри, как на Крымском Валу, тут много перегородок — надо разбираться, куда идти (Настя). Да, есть какие-то светящиеся белые линии, навигация такая? Это как и на Винзаводе — неважно, откуда начал и чем закончил (Мария-2).

— Маму? И маму, и папу хочется привести, это ж не Винзавод, где я не объясню, что там происходит. Это прям музей-музей. Хотя я не поняла фотовыставку Юргена Теллера, все пивом обливаются, и что? Что он хотел этим сказать? (Арина). Маму? Не-а, не привела бы. Несмотря на то, что она молодая и продвинутая (Мария-2).

— Люди вокруг? По-моему, все самые живые лица тут в буфете (музейное кафе, – Авт.). На выставках какие-то все потерянные и заторможенные. Хотя на театральной выставке «Здесь был Вася» Екатерины Муромцевой народ увлеченный встречался (Настя). Винзавод более андеграундный, он для молодежи, а Гараж для всех, много пожилых тут встретила (Арина). Здесь публика более мотивирована, следят за репертуаром — кто-то идет на выставку фотографа, кто-то на выставку звуков, кто-то приходит постоянно, имея карточку музея (Мария-2).

— Персонал? Тут такая слежка со стороны смотрителей. Несвободно. На Винзаводе на тебя никто не обращает внимания (Настя). Доброжелательные здесь все, без «ой-ой», как на Винзаводе. Здесь никому не в лом тебя сориентировать (Катя). Тут тоже много непонятного, как и на Винзаводе, но персонал к тебе проявляет интерес, есть движуха (Мария-2). Меня три раза заставляли показывать паспорт и студенческий билет для прохода на выставку про футболистов, которая 18+. Так и предупреждали — «Не убирайте паспорт далеко, вам еще раз придется его предъявить!». Это крайне бесит. Зашла, после всех мучений, на выставку — и ничего особенного вообще! Ну голый мужик на кладбище, ну и что (Диана).

— Гардероб? Он есть, но за твоими вещами никто не следит, «не наши проблемы». Кстати, я там зонт и забыла. Вернулась — на месте, никто не украл (Мария-2). Вот это да! Некоторые экспонаты в стеклянных ячейках гардероба (Настя).

— Дресс-код? В Гараже более замороченные посетители. Обращаешь внимание, в чем сам пришел (Арина).

— Что зацепило? Тут светло, тепло, просторно, нет неприятных запахов, не ощущаешь себя как на кладбище, то есть как на Винзаводе. Нет ощущения, что кто-то выбежит из-за угла и тебя напугает (Лана). Сумасшедшая выставка «Безграничный слух». Там особенные музыкальные инструменты, звуки которых и глухие могут почувствовать. У меня есть такие знакомые, и я знаю, как их задевает, что они не слышат музыка. В общем, тут Гараж восстановил справедливость (Катя). У них издательство мощное: сотни крутых редких книг переводят и издают. Не смогла без покупки сегодня уйти (Настя). Гараж, конечно, занимается актуалочкой: инвалиды, разные социальные проблемы, нанотехнологии, пиво… Они специально к ЧМ серию фоток (Выставка Юргена Теллера «Мандраж на диване», – Авт.) вывесили, где футбольные болельщики заливаются пивом. Вот это в десяточку! (Катя). Здесь есть где посидеть, подумать, масса скамеек (Мария-2).

— Что раздражает? Гараж просторнее, но холоднее, чем Винзавод. Винзавод винтажный, души в нем много. А Гараж продувается, выветриваются из него чувства (Катя). Дороговато: на сайте написано, что билет для студента 150 рэ стоит, а взяли 250 на кассе. Ну и в кафе не дешево. Скидок для студентов не хватает (Арина). На Винзаводе можно трогать экспонаты, а здесь нельзя. А хочется. Осязание — ведь один из способов проникновения в этот мир (Катя). Охрана раздражает — «Так, кассы потом покажу, сначала открывай сумку!». Еще раздражают цены в книжной лавке — какая-то маленькая книжечка 400 рублей! (Мария-2). Я пришла на выставку музыкальных инструментов — они не работают. Спросила — когда их включат? Мне ответили — скоро. Что значит, скоро? Почему я должна ждать? В общем, так и не дождалась (Диана).

— Запомнила ли имя художника? По крайней мере, здесь раздают буклетики с выставки, если и не запомнила, то дома можно прочесть (Мария-2). У меня только фотограф в голове со снимками голого мужика, но имя (Юрген Теллер, — Авт.) не смогу воспроизвести (Эля). Запомнила фото мужика, который обливается пивом. Потому что мне показалось, что это не пиво, а его стошнило. Нет, имени и знать не хочу. Ни одному автору в этот раз я не дала шанса, чтобы его запомнить (Диана).

— В целом? Сходил — и сходил, ни на какой поступок Гараж не мотивирует. Атмосфера здесь создается из самих зрителей, но не из экспонатов (Мария-2). В Гараже всё гладенько, в отличие от Винзавода, ничего не раздражает. Места много, люди не мешаются (Настя). Все компактненько здесь, мозги не разливаются (Мария). Пустовато сейчас в Гараже, выставочный сезон минималистичный. Чего-то не хватает. Предыдущие сезоны были куда более ударными (Арина). Апогей комфорта. Но хорошо ли это? Провоцирует ли это на эмоции и мысли? (Мария). Акустика здесь, что надо. Надо на концерты сюда приходить, а не современное искусство смотреть (Катя). По сути, здесь выставили такую же фигню как и на Винзаводе (какой-то голый мужик на кладбище стоит в брызгах от пива, еще что-то), но… подано всё эффектнее (Мария-2). Если музей хочет развиваться, ему надо поменьше любить себя, а то ведь никакого осадка (Лана).

— Пойти еще раз? Ой, всех бы сюда привела, потому что думать тут особо не надо. Можно просто понаблюдать и пойти дальше (Настя). Если закрыть глаза на провальную организацию, экспонаты на Винзаводе заставляют задуматься, в отличие от Гаража. Но все равно в Гараж еще приду: но это лишь приятное времяпрепровождение, не более того (Мария-2). Гараж — моя любовь, кто бы что ни говорил (Диана).

* * *

Есть у Альбера Камю роман «Посторонний», когда героя судят и казнят, по сути, без его участия. Так вот наши девушки (в своей массе) после Винзавода и Гаража в полной мере ощутили, что они посторонние, чужие, что они «не в тусовке», что только кто-то счастливый и продвинутый, наверное, понимает все тайны голого мужика на кладбище. Молодежи тоже хочется полноправно, с пониманием и вдохновением «вариться» в мире современного искусства. И пока одни предпринимают для этого максимум усилий, другие пренебрегают своим зрителем. Задумайтесь об этом, господа. И с праздником!

Читайте наши новости первыми — добавьте «МК» в любимые источники.

Источник: mk.ru

Об авторе

admin

Оставить комментарий